В мае 1959 г. археологи Музея истории города Риги и мореходства начали раскопки в пределах площади Алберта, находящейся в старом городе, между улицами Калею, Вецпилсетас и Алксная, на берегу давно засыпанной реки Рига. Общая площадь раскопок 375 м2, средняя толщина культурного слоя 7 м. Во время раскопок на глубине 4 м обнаружили длинную деревянную пустотелую конструкцию, полностью откопать которую удалось лишь через год. По мнению авторитетных специалистов, найденные останки — не что иное, как производственная мастерская судостроения с продольным слипом и размещенным неподалеку участком изготовления деревянных корпусных деталей; археологи считают, что действовала она на границе XII и XIII вв.
Под эллингом — насыпь, а ниже — хорошо утрамбованная площадка глинистого грунта, покрытого сплетениями из сосновых и березовых ветвей, предохранявший вышерасположенные сооружения от размывания при весенних наводнениях. Такая же специально подготовленная площадка была и под зданиями, размещавшимися рядом с эллингом, а создана, по мнению археологов, в XI в.; примерно так же датируются и остатки оклада.
В 80-е годы возникли новые споры, сомнения. Продольные оси слипа и реки шли не перпендикулярно, а почти параллельно друг другу, тогда как древние эллинги всегда располагались под прямым углом к краю водоема. Также совершенно необъяснимым казался и такой факт: между слипом и рекой находился городской каменный вал-стена, построенный в XIII в. Между тем, документация 1959—1960 гг., воспоминания руководителя раскопок археолога Мелиты Вилсон свидетельствовали, что конструкция действительно древняя; то же самое убедительно подтверждали многочисленные фотоматериалы тех лет.
Наша группа, в составе которой кроме Вилсон находились инженеры НПО «Техприбор» и «Союзморинжгеология», выдвинула следующее предположение: судостроительная мастерская была построена и действовала не в XII—XIII вв., а гораздо раньше — на грани X—XI вв. Тогда еще не укрепленные берега р. Рига нередко, особенно весной, меняли свою конфигурацию. Самым древним руслом нижнего течения Риги являлась, по всей вероятности, р. Спекюпе, следы которой видны на старинных картах.
Если это соответствует действительности, то участок Рига—Спекюпе напротив эллинга первоначально находился под прямым углом к продольной оси слипа. Только после частичного загрязнения древнего нижнего течения реки, устье которой располагалось южнее теперешнего Центрального рынка, главным руслом стало северное ответвление (теперь улица Марсталю, ранее ее именовали улицей «Устье реки Рига»). Таким образом, в пределах эллинга получался резкий поворот, радиус которого увеличивался до тех пор, пока русло не образовывало плавную дугу; а река по косой отодвигалась от эллинга.
Чтобы спасти положение, древние корабелы прорыли к «убегавшей» реке канал, следы которого и обнаружены в 1960 г. По-видимому, уже к концу XII в. река ушла слишком далеко, и судостроительная мастерская перестала действовать. Новое судостроение так и не организовали, так как в 1158 г. в Ригу начали прибывать немецкие суда, которые, кстати сказать, конструктивно резко отличались от местных.
Специалисты НПО «Союзморинжгеология» подготовили хранящийся в музейных фондах небольшой отрезок соснового слипа, а его бензоловый образец обследовал сотрудник Института геологии АН Эстонии Райво Раямяэ. С учетом дендрохронологической поправки удалось установить временной интервал образца — 830—970 гг., что не противоречит научным предположениям.